Поскольку электронные СУ дизелей появились позднее, чем у бензиновых двигателей, то они вобрали себе опыт создания последних. В частности, практически все они предусматривают возможность использования функций самодиагностики. Это особенно актуально ввиду того, что автовладельцы и автомеханики имеют в целом малый опыт работы с дизелями легковых автомобилей, относятся к электронным СУ настороженно, а часто и не понимают особенности их функционирования ввиду недостаточной надежности периферийных устройств ТПА с электронным управлением и разветвленности электрических цепей.
Использование средств самодиагностики позволяет не терять время на поиск неисправности, не ухудшать состояние ТПА ненужными разборками, сэкономить средства.
Ее ценность и в том, что информация о неисправностях выдаётся автовладельцу практически сразу по мере возникновения, что позволяет ее устранить до наступления других вторичных и возможно более опасных неисправностей.
СУ осуществляет самодиагностику в начале и в процессе работы без участия человека. Информация о возникновении неисправностях заносится в память микропроцессорной СУ. Информация о возникновении неисправности без уточнения ее вида выдается водителю перед запуском, в некоторых системах - в процессе работы.
Имеется несколько средств для распознавания неисправностей. Все электронные системы управления дизелей предусматривают считывание кода неисправности при использовании электронного стационарного или портативного тестера. Сложность проверки электронной системы зависит от комплектации, количество функций (опций), а главное заложенный объем данных т.е. число обслуживаемых марок автомобилей весьма различны, соответственно и стоимость мотор-тестеров колеблется. Информация о виде неисправности может выдаваться в текстовом и кодовом, но чаще в цифровом коде, который расшифровывается по известным таблицам неисправностей. В таблицах дается информация об объеме и полноте диагностики неисправностей, кодах и используемых мотор-тестерах для наиболее популярных моделей автомобилей. Помимо этого в ряде СУ воз можно считывание кодов неисправностей по контрольной лампе. Коды считываются по миганию лампы, разделенному интервалами различной продолжительности. Так, код "24" будет считан как две вспышки, разделённые коротким интервалом времени, средний интервал, затем четыре вспышки через короткие интервалы. После длинного интервала код повторяется (три раза) или следует очередной код.
У автомобилей выпуска после 1994 - 97 г. снабжены резервными программами управления, вступающими в работу при выходе из строя периферийных устройств (обычно это относится к датчикам). В этом случае сигнал от него заменяется некоторой средней величиной или управление осуществляется по альтернативной программе, в которой необходимое значение параметра двигателя вычисляется с использованием показаний других датчиков. Работа дизеля в той или иной мере ухудшается, но возможно продолжение движения. Режим эксплуатации в таком состоянии называют «аварийный режим». Если неисправность не выявлена и не проанализированы возможные последствия, постоянная эксплуатация автомобиля не допускается. Единственный датчик, скомпенсировать нарушение которого невозможно - датчик углового положения коленчатого вала. Для автомобилей с текстовой формой выдачи сообщений о неисправностях используются марочные тестеры.